Ольга Николаевна сидела на лавочке под окнами своего дома. Туманная дымка ещё стелилась по траве, а петух прокукарекал свою песню. На часах было 4 утра, но Ольга Николаевна не могла больше находиться в доме. Пустые комнаты и тишина давила на старушку, не давая спокойно спать.
На сердце была тревога за сына. В последнее время Миша стал странно себя вести, заставляя Ольгу в 4 утра сидеть на мокрой лавочке и переживать за единственного и любимого сыночка.
Деревенские нахваливали Михаила, и было за что.
—Ой, Николаевна, повезло тебе с сыном! И по хозяйству помогает, и одну не бросает, – говорили соседи.
Миша и правда был рукастый парень, навещал мать каждые выходные. До того, как женился. Жена его не любила деревню, и Миша перестал навещать Ольгу Николаевну. Невестка легко манипулировала сыном Ольги, и тот не сопротивлялся. Когда заходила речь о поездке в деревню, резко появлялись дела на работе. На родную мать у Миши не хватало времени.
Сыну Ольги Николаевны недавно исполнилось 27 лет. Михаил работал на заводе заведующим производством. Получал хорошие деньги. На работе познакомился с девушкой Настей, в которую и влюбился.
Родители девушки были при деньгах, и баловали дочку. Возможно, это и отразилось на характере Насти.
После знакомства Миша сразу привёз возлюбленную к маме познакомиться. Знал ли он, что это был единственный раз, когда Настя приехала к его матери?
Свадьба Миши и Анастасии прошла с размахом. Отец не пожалел средств и выполнил все прихоти дочери.
Ольга Николаевна часто размышляла, как настолько разные люди находят друг друга и создают семьи. Мишенька добрый, начитанный, может поддержать беседу. Настя была противоположностью Миши. Молчаливая, сторонилась людей. Умных фраз от неё и вовсе не стоит ждать.
Ольга Николаевна как-то упомянула в разговоре о работе и образовании. Ответ невестки оставил её в недоумении.
— Работать должен мужик, его обязанность семью обеспечивать. С чего это я должна зарабатывать? Я зачем замуж выхожу? А образование у меня есть. Умею считать и писать, большего и не надо девушке. Дипломы всякие лишь время отнимают, и без них прожить можно, — ответила Настя.
Ольга Николаевна не решилась что-то возразить. В личную жизнь сына она не хотела лезть. Сами разберутся. Только в преддверии свадьбы Ольга попросила сына хорошо обдумать всё, и взвесить все «за» и «против».
— Может рано всё это? Погуляйте ещё немного? – дала напутствие мать.
Но Миша не прислушался к её словам. Уж очень он любил Анастасию.
Ольга всю жизнь прожила в этой деревушке, в своём уютном домике. Лишь однажды уехала в город на заработки. Вернулась женщина уже с малышом на руках. Все соседи начали обсуждать. Каждый считал своим долгом упомянуть гулящую Олю или крикнуть едкое замечание её вслед. Оля не реагировала. Она знала, что это пройдёт. Так и случилось, и в деревне настала тишина.
Мишка рос спокойным мальчиком. Мать оберегала и растила в заботе своего кроху. Учила жизни, давала советы и напутствия, поддерживала и верила в сына. Сын же в свою очередь приносил домой хорошие оценки, был послушным и спокойным.
Михаил вырос, и теперь он помогал и оберегал маму. Закончив школу, он уехал работать в город, где получил хорошую должность на заводе.
После свадьбы Михаил продолжал помогать матери с огородом и домашними делами, присылал деньги, приезжал на выходные. Но вскоре такая помощь прекратилась.
Ольга Николаевна справлялась со всем сама, пока здоровье совсем её не покинуло. Своё хозяйство позволяло жить на пенсию, да и продажа яиц и курочек приносило хоть какую-то денежку. Но и это ушло. Ольга осталась одна, без денег, без помощи, да и еды порой не хватало. Скотину продала, а больше и нет ничего у старушки.
Вот сидит Ольга на любимой лавочке, и понимает, что зиму не переживёт. Дров нет, денег тоже. На сына она уже не надеялась. Много месяцев прошло с того момента, как сын перестал брать трубку. «Забыли. Оставили помирать», – проносилось в голове старушки.
В размышлениях Ольга не заметила, как в её сторону направляется соседка.
— Николаевна, чего грустная такая? Аль помер кто? — спросила соседка.
— Пока никто, но зиму пережить будет тяжко, — вздохнула Оля.
Соседка Варя предложила Ольге чай, и та охотно согласилась. Уже за чашкой чая соседки разговорились. Зашла речь о Мише.
— Я вот не понимаю, Олька, ты чего своего сына не заставишь платить? Подала бы на алименты, и поделом ему. Ты воспитывала его, кормила, поила, одевала, пусть теперь он возвращает долг.
— Не по-матерински это как-то, — засомневалась Николаевна.
— А пусть знает, как мать оставлять в голоде помирать. Мы конечно тебе поможем, не оставим, но Мишку своего проучи. Пусть государство заставляет, раз сам не понимает. Иначе зимой тяжко тебе придётся, — подытожила Варвара.
Про Мишу соседки больше не говорили, но слова Вари засели у старушки в голове. Может и правда рискнуть. Терять-то ей уже нечего.
Ольга Николаевна подала заявление в суд.
Наступил день суда. Органы власти приехали прямо в здание сельского клуба. Посмотреть на семейные разборки собралась вся деревня. Старушка радовалась, что хоть так Миша посетит родную землю.
Когда Миша увидел мать, на глазах навернулись слёзы. «Я так соскучился, я так перед ней виноват», – подумал он, видя маленькое сгорбленное тело любимой матери.
Миша давал показания первым.
— Я виноват в том, что не смог уделить матери внимание. Постоянно на заработках, взял подработку, нет времени и сил даже телефон достать. Я регулярно даю денег жене, чтобы та привезла матери одежду, продукты и другое по хозяйству. Ни разу я не оставил маму без гроша в кармане. Но как оказалось, жена никогда не приезжала к маме, и деньги мои мама не видела, — не выдержав, Михаил пустил слезу.
Ольга видела, как опечален он предательством жены, и как сильно винит себя в этом. Но на Насте не было и следа раскаяния.
Суд вызвал Анастасию. Роскошная одежда, маникюр, укладка выдавали в ней статную девушку.
— Я регулярно переводила деньги свекрови. И приезжала на помощь по хозяйству, и одежду привозила новую. Но посмотрите! Она ходит в этом старье! Я так старалась, подбирала ей наряды на все случаи жизни, а она так позорит нас.
Сами посмотрите, нацепила какой-то старый платок с дырками, рваньё надела и пришла, чтобы её все пожалели. А с Мишки ещё денег получить хочет, мало всё этой старушке. Небось папашу Мишкиного тоже обокрала до нитки и сбежала с сыном обратно в деревню. Чего ж вы не говорите, кто отец его?
От такой наглости невестки у Ольги потемнело в глазах. Сжав кулаки, она встала за стойку и начала свою речь:
— Я надеялась, что унесу этот секрет с собой в могилу. Но придётся рассказать. Когда я отправилась на заработки, жила в общежитии. И тропа до завода, где я трудилась, проходила через дворы, так короче. Все знали тропку, и прохаживались по ней постоянно.
В один вечер, когда темно было и малолюдно, я уставшая возвращалась со смены. И так я задумалась, что не сразу поняла откуда идёт детский плачь. Заглянула в кусты. Лежал в корзиночке в пелёнке малыш, а с ним и записка. «Прости сынок». Понятно было, что мать знала о популярности этой тропы, иначе не оставила бы малыша на верную смерть.
Взяла я на руки свёрток с ребёнком, а он вздохнул, к груди моей прижался и засопел, уснул. Сжалось моё девичье сердце. И забрала я себе мальчика. Назвала Михаилом и фамилию свою дала. А тайну эту на той же тропе поклялась никому не рассказывать.
В зале настала тишина. Жители деревни были в шоке, ведь до сего дня все были уверены, что Олька просто нагуляла мальца. А Миша не верил своим ушам. Всю жизнь он ни разу не задумывался о такой возможности. Ни капли сомнения в том, что эта женщина его мать, у него не было.
— А платок этот, — продолжила Ольга Николаевна, глядя на невестку, — я буду носить всегда. И помру в нём, и похоронят меня в нём. Потому что мне его Мишенька подарил с первой своей получки. И ценен он мне и любим.
Ольга заплакала. Кто-то в зале тоже начал плакать. Миша стоял, а по лицу катились слёзы. Но это не слёзы обиды и злости за обман. Это слёзы благодарности и любви.
—Прости меня, мама, прости! Я так виноват перед тобой! Я такой глупый! Я так тебя люблю!
И стояли они, обнявшись ещё долго-долго.
И больше Миша не оставлял маму одну. Каждые выходные приезжал, звонил каждый день. А Настю он выгнал. Не простил предательства и вранья. А та долго одной не оставалась. Нашла себе очередного глупого дядю.
Миша встретил свою любовь, соседскую дочку. Так и зародилась семья. А совсем скоро, Ольга Николаевна станет бабушкой. Дай Бог, не один раз.